alex_odessa (alex_odessa) wrote,
alex_odessa
alex_odessa

из дневника 2002 г. 26 июля: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Как людям хочеться чтобы кто-то судил и сказал что правильно было, а что неправильно... Кто бы мог освободить от этой тяжеленной ответственности за выбор? Ответственности - отвечать перед самим собой за последствия своих выборов. Может быть я слишком часто выбираю компромисс? Может быть тот кто избегает трудных решений - жизнь того застывает и он оказывается как мошка в куске янтаря?
Может быть я тоже избегаю выбора?
Выбрать - означает в чём то проиграть,иногда перед кем-то быть сволочью...

1. Мне мешает часто избавиться от лишнего - дурацкая сентиментальность. Почитай Сенеку* о тщете вещей и жизни и избавляйся. Девиз: отбрось ложную сентиментальность - лучше замени её конкретными действиями.
(Психология: сентиментальность - это застывшее чувство, являющееся остановленным действием. Оно сильно застоялось и превратилось в сентиментальность - пойди соверши действие, чувсто пройдет и ты избавишься от очередного лишнего предмета или блокированных стопоров, зацикленных программ, внутренних "стеклянных стен" которые провоцируют "синдром выученной беспомощности")

2. Читая "Экзистенциальная терапия" Ялома: решение (выбор) - это мост между желанием и действием. Принять решение - означает ВЗЯТЬ ВНУТРЕННИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ХОДОМ ДЕЙСТВИЯ. Если не следует никакого действия - то это флирт с решением, а не решение.
Почему решения трудны? Для любого "да" существуют "нет". "Решения очень дороги - они стоят нам всего остального!"

Многие страдают от паралича воли, не только потому, что не могут сказать "да", но и потому что не могут сказать "нет".
Себе: когда какое-то решение тебе слишком тяжело даётся подумай какое "нет" в него заложено? Почитай Сенеку чтобы легче научиться говорить себе "нет", и когда следует говорить "да" решению!
Решение - это акт совершённый в одиночестве! Поэтому это так мучительно и хочеться это с кем-то разделить.

Ещё одна трудность в принятии решения: принятие решения люди часто затягивают "до самого не могу", т.к. тогда мне прийдется признать, что я один в ответе, за то что до сих пор в своей жизни это решение не принимал, и что я мог бы измениться давным-давно. Решение измениться, часто означает принятие на себя экзистенциальной вины - вины в злодеянии против самого себя. Лучший способ поступить с этой виной - искупление. Я могу искупить своё прошлое, только изменяя будущее.
себе, когда я говорю о том, что жалею что в юности не поступил так-то и так-то - вспомни о чем ты так говоришь, чтобы всё таки поступить именно так сейчас! Или когда ты сам себе говоришь о чем-то - раньше надо было думать! Так вот подумай об этом сейчас!
Чтобы принять решение в присутствии двух амбивалентных чувств надо сделать так, чтобы эти чувства обычно разделенные во времени (так , допустим как лень - т.е желание проводить жизнь в безделии появляется в одной ситуации а желание пойти работать и "заработать" в другой), чтобы эти чувства оказались здесь и теперь одновременно, с одинаковой настойчивостью. и таки заставить себя в этой амбивалентности погрузиться и повариться достаточно долго, чтобы наконец, какое-то из этих чувств возобладало и сделать наконец свой трудный выбор и принять решение....

Себе - надо прочувствовать своё внутреннее нет, которое сопротивляется тому чтобы изменить себя и свою жизнь туда где мне станет хорошо (вопрос тренинга: достаточно ли тебе плохо, чтобы захотеть измениться?). Это "нет" может быть ленью под которой скрывается некий страх. Это может быть "нет" - нежеланием отказа от чего-то, может помочь Сенека или одновременное присутствие обоих амбивалентных желаний в одном временном промежутке.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Резюме:

1. избавляться от лишнего и сентиментальностей - заменяя их действием.
(дополнительно: избавляться от хлама который "может" понадобиться с помощью того, чтобы принять решение прямо сейчас про то что я собираюсь делать с этим хламом) Научиться у сенеки говорить себе "нет" ("стоп", хватит")

2. Принимать решения осознавая внутренние "нет" в нём содержащиеся с тем, чтобы сразу решить, является ли приоритетным для меня в данной ситуации "нет" или "да". (Дополнительно: если сложно определиться: можно помучать себя одновременным сосуществованием двух амбивалентностей.)

3. Брать на себя ответственность ЗА КОНТРОЛЬ ХОДА ИСПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ СОГЛАСНО ПРИНЯТОМУ РЕШЕНИЮ.

4. начать вести дневник за ходом исполнения решений.

5. внимательно следить за собой о чём я про себя говорю "раньше нужно было думать" или "что следовало бы сделать если бы вернуть время назад" и рассмотри возможность всё же СДЕЛАТЬ это СЕЙЧАС!!!


*---------------------------------------------------------------------------------------------------------
На закуску выдержки из Сенеки - по принципу который перекликается с Кастанедой (Смерть - лучший советчик)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пресыщение жизнью не может отравить жизнь в которой столько разных великих и божественных дел: только ленивая праздность заставляет её ненавидеть самоё себя.

Истина никогда не наскучит, только ложью можно пресытиться.

...тогда жизнь не в тягость и смерть не страшна

Никогда не подняться в добродетели если считать смерть злом; он поднимется, если сочтёт её безразличной. Природа не допускает, чтобы кто-нибудь отважно шёл на то, что считает злом; всякий будет медлить и мешкать, а сделанное поневоле, с желанием увильнуть, не бывает славным. Не бывает честным то, что делается не от всей души (Алексейчик - БЕЗУСЛОВНО), чему она хоть отчасти противиться. А где идут на плохое, либо из боязни худшего, либо в надежде на хорошее, ради которого стоит однажды проглотить плохое, там сужденья человека раздваиваются: одно велит выполнить задуманное, другое тянет назад, прочь от подозрительного и опасного дела. Так и разрывается человек в разные стороны.** Но слава при этом погибнет. Добродетель выполняет всё, что решила, без разлада в душе и не боится того, что делает. Но ты не будешь шествовать смелее, если считаешь беды - злом. Эту мысль нужно вытравить из сердца, не то останется замедляющее натиск подозренье, и ты натолкнешься на то, на что нужно было напасть с ходу.

Леонид своему войску перед смертельным сражением: "Давайте-ка завтракать, соратники: ведь ужинать мы будем в преисподней!"

Как ты докажешь что смерть не зло? Как победишь предрассудки, если люди впитали их во младенчестве и питали на всём своём веку?

Стоик Марцеллу раздумывающему не покончить ли собой из-за тяжелой болезни: "Перестань-ка, Марцеллин, мучаться так, словно обдумываешь очень важное дело! Жить - дело не такое уж важное; живут и все твои рабы, и животные: важнее умереть честно мудро и храбро. Подумай, как давно занимаешься ты всё одним и тем же: еда, сон, любовь - в этом кругу ты и вертишься. Желать смерти может не только мудрый и храбрый либо несчастный, но и пресыщенный."

Нет такого невежды, кто бы не знал, что в конце концов умереть прийдётся; но стоит смерти приблизиться, он отлынивает, дрожит и плачет. Тебя не будет как не было раньше. Время и до нас, и после нас не наше. Ты пойдёшь туда же, куда идёт все. что тут нового для тебя? Какая толпа умерших шла впереди тебя, какая толпа пойдёт следом! Сколько их будет твоими спутниками! Я думаю, ты стал бы храбрее, вспомнив о многих тысячах твоих товарищей по смерти. Но ведь многие тысячи людей и животных испускают дух от бесчисленных причин в тот самый миг, когда ты не решаешься умереть. Неужели ты не думал о том, что когда-нибудь придёшь туда, куда шёл всё время? Нет пути, который бы не кончился.Несчастный, ты РАБ ЛЮДЕЙ, РАБ ВЕЩЕЙ, РАБ ЖИЗНИ. ИБО ЖИЗНЬ, ЕСЛИ НЕТ МУЖЕСТВА УМЕРЕТЬ, - ЭТО РАБСТВО.
Есть ли ради чего ждать? Все наслаждения, которые тебя удерживают и не пускают, ты уже перепробовал, ни одно для тебя не ново... А ведь как раз от этого ты и отрываешься с наибольшей неохотой. С чем ещё тебе больно расстаться? С друзьями, с родиной? Да ценишь ли ты её настолько, чтобы ради неё позже поужинать? Солнцем? А что ты сделал достойное его света? Ты хочешь жить: значит ты знаешь как жить?

Всякая жизнь коротка. Жизнь как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна. К делу не относиться, тут ли ты оборвёшь её или там. Никакого точного числа налагаемых на тебя обязанностей, которые ты непременно должен выполнить - нет. Где хочешь, там и оборви - только бы развязка была хороша!

**---------------

Примечание 21 мая 2005 г. Вот так же и пикапить - не ради убегания от плохого, или не ради хорошего глотать плохое - а увидеть кайф в самом процессе!
Tags: Выбор-Решение-Воля, Жить на полную, Кастанеда, Психотерапия, Сенека, Старые Дневники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments