alex_odessa (alex_odessa) wrote,
alex_odessa
alex_odessa

Добавление к теме Ассертивности

Предыдущий пост по Ассертивному поведению - я подредактировал, и кое-что добавил. Лучше сохранить в новой версии.

И кстати книга по практическому изучению использования этих правил выложена тут:
http://orator.biz/?print=1&s=43


Резюмэ темы:

Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.

Цель манипуляции - добиться желаемого, не учитывая интересы противоположной стороны.

Манипуляция характеризуется:
• неясностью, нечеткостью выражения своих мыслей и просьб.
• использованием эмоционально окрашенных аргументов, когда упор делается на моральные или иные ценности, что должно склонить партнера, исповедующего данные взгляды, к согласию.
• стремлением переложить ответственность за развитие и исход событий на жертву.

Ассертивность (от английского «assertive») [1] -понятие, появившееся в нашем лексиконе недавно. На русский язык его передают словами - настойчивость, напористость, самоуверенность. Точнее значение этого понятия можно передать словосочетанием - уверенность в себе.

С точки зрения английских психологов [2] понятие «уверенность в себе» - от английского «confidence» - происходит от латинского слова «confidere», что означает «доверие». Речь идет о вере в себя в течение большей части нашей жизни, вере в то, что вы обладаете достаточным потенциалом, чтобы встречаться с различными неожиданностями и конструктивно взаимодействовать с другими.

Довериться себе человеку мешает два вида страха: страх перед мнением большинства (именно он вынуждает человека к неискренним поступкам) и страх оказаться в противоречии с самим собой.

Доверие к себе сложно измерить, оно выражается в осознании "я могу" и в конкретных поступках.

Однако одного переживания "Я могу" недостаточно, для осуществления деятельности необходимо еще и волевое усилие. И определение цели "Я хочу". Также, в человеческих поступках, участвуют и представления человека о допустимом и недопустимом или о должном, где главную роль играют убеждения личности.

Т.е. для совершения какого-либо поступка человек должен как бы совместить направление трех побуждающих векторов: «Я хочу», «Я могу» и «Я должен».

Доверие к себе - это сложное образование, которое не является величиной постоянной, ибо этот уровень определяется постоянно происходящим соотнесением человеком себя, с одной стороны, с миром, а с другой - с самим собой. И в этом смысле доверие к себе можно определить как способность человека «выходить за пределы» себя, не вступая в противоречие с собой.
Иначе: или нет целостности личности, или нет изменения, нет развития.

Таким образом, само-доверие выступает как механизм, средство, объединяющее прошлое и будущее человека в один целостный процесс.

В 50-е годы XX века американские психологи занимались исследованием само-доверия с целью практического применения в области межличностной коммуникации. А. Солтер стремился научить своих учеников спонтанным реакциям, разумному проявлению эмоций, умению прямо говорить о своих желаниях и требованиях. Он обучал высказывать собственную точку зрения, не бояться возражать, причем как с использованием аргументов, так и посредством того, чтобы то и дело настаивать на своем, когда всякая аргументация представляется излишней или неуместной.
Способность проникновения в понятие «кто ты есть» является наиболее ценным средством создания чувства уверенности в себе.


По степени уверенности в себе поведение людей можно разделить на 3 категории:

1. Покорное поведение, когда человек позволяет другим удовлетворять свои нужды и обеспечивать свои права за счет его нужд и прав.

Человек, ведущий себя пассивно, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. В его действиях отсутствует уверенность, он мучается от того, что не может должным образом применить свои способности.
Пассивный человек не способен противостоять манипуляторам. Неудачи ослабляют не слишком сильное его самосознание. Иногда он пытается овладеть ситуацией посредством манипулирования другими людьми. Подобные действия определяются как скрытая агрессия.

2. Агрессивное поведение - удовлетворяются собственные нужды и обеспечиваются свои права, а нужды и права других игнорируются.

Агрессия - это не только нанесение физического вреда или сильные и громкие выражения. Агрессивное воздействие оказывает сарказм и ирония, равно как и тихие, иногда даже методичные речи, которые к делу не относятся и только деградируют личность того, кому они предназначены. Чем более изощренной является агрессия, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях. Однако изощренный агрессор производит неприятное впечатление на окружающих, у людей существует тенденция уклоняться от подобных контактов.

Пассивное и агрессивное поведение, на первый взгляд, существенно отличаются друг от друга. Однако в обоих случаях противоположная сторона расценивается как «противник», преследующий единственную цель - навредить.

3. Ассертивное поведение - поведение уверенного в себе человека, когда нужды и права других уважаются, если другие уважают его права.

Ассертивное поведение отличается ясностью, прямотой, неподдельной искренностью. Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация, что он о ней думает и как ее переживает. Его отличает позитивное отношение к другим людям. Он умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под воздействием аргументов. Считая других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и, со своей стороны, тоже готов оказать любезность. Для ассертивного поведения характерно спокойствие, создается впечатление, что человек расслаблен, т. е. как его вербальным, так и невербальным проявлениям не свойственно какое-либо напряжение и натянутость. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя приятную атмосферу. Ассертивный человек ничего не внушает себе заранее. Он умеет распознать манипуляцию и защитить себя от нее. Ассертивность предполагает, что человек должен решать сам за себя и нести ответственность за последствия своих решений.


Выделяют десять принципов ассертивности, в основе которых лежит убеждение, что никто не может успешно манипулировать окружающими, если те сами того не позволят:

1. Человек имеет право сам судить о своем поведении, мыслях, и эмоциях и несет ответственность за последствия.
Психологи выделяют несколько уровней морального поведения. Если человек ведет себя порядочно лишь по той причине, что за ним наблюдают, то он находится на низшей стадии нравственного развития. Если же он поступает нравственно «без контроля», то его поведение оценивается по максимуму. Ассертивность учит пониманию того, что все происходящее в жизни человека зависит от него самого и ни от кого больше.

2. Существует мнение, что за свои действия человек ответственен перед другими людьми и, следовательно, он должен объяснять, обосновывать и оправдывать все, что делает. Человек имеет право недавать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение.

3. Человек имеет право сам решать, отвечать ли и в какой мере за проблемы других людей. Согласно точке зрения, выдаваемой за некий моральный долг, утверждается, что человек отвечает за своих ближних, за группы людей, по отношению к которым име
ет обязательства. Данный принцип отвергает такой подход. Он констатирует, что каждый имеет право решать, за что и в какой мере он ответственен.

4. Человек имеет право менять взгляды. Существует мнение, что человек должен придерживаться однажды принятых взглядов. В противном случае пришлось бы признать, что он ошибался. А если кто-то ошибается, то это означает, что он безответственный человек и на него нельзя положиться. Теория ассертивности не разделяет данной позиции. С этической точки зрения, решающим является то, приблизился ли человек благодаря «перемене взглядов» к истине. Ассертивность допускает, что человек может изменить свои взгляды не только под давлением обстоятельств, но и по той причине, что ему просто перестает что-либо нравиться.

5. Человек имеет право совершать ошибки и отвечать за них.

6. Человек имеет право сказать: «Я не знаю».
Точка зрения о том, что взрослый, зрелый человек способен разобраться в себе, т. е. ему известны собственные мотивы и побуждения и он может ответить на любой вопрос, касающийся нюансов его поведения, является социальным мифом.

7. Человек имеет право не зависеть от доброй воли других людей. В соответствии с предрассудком, противоречащим седьмому ассертивному принципу, утверждается, что окружающие люди должны быть о нас хорошего мнения.

8. Человек имеет право на нелогичные решения.
Иногда «логичные» решения могут не оправдать себя. Порой люди подменяют логику теорией, а она может быть ложной или неподходящей для данного случая. «Логически» можно действовать только в тех случаях, когда вполне ясно, о чем идет речь.

9. Человек имеет право сказать: «Я тебя не понимаю». Человеческим долгом не является предугадывать и исполнять желания других людей. Каждый человек имеет полное право спросить, чего от него хотят. Также у него есть право дать ясный, одно значный, в том числе и негативный ответ.

10. Человек имеет право сказать: «Меня это не волнует». Человек имеет полное право не быть хорошим согласно меркам кого бы то ни было. Поскольку, что для одного приемлемо, для другого может быть неприемлемо

Таким образом, в идеале уверенность в себе помогает постоять за себя, не принося вреда окружающим людям.

Над воспитанием уверенности необходимо работать, и ее можно добиться независимо от того, насколько человек уверен в себе в настоящий момент времени. Каждый человек имеет сильно различающиеся потребности в уверенности. Некоторые могут чувствовать уверенность, но не выражать ее. Другие, наоборот, могут внутренне чувствовать себя неуверенно, но удачно скрывать свое беспокойство.

Уверенность в себе связана с локусом контроля, отражающим веру человека в способность влиять на ход событий в собственной жизни, контролировать последствия собственных действий. По этому показателю люди делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах) и на интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенных в себе и рассчитывающих только на себя).

Интерналы более естественны, независимы и самостоятельны, обладают волевыми качествами. Среди лиц, добившихся успехов, большинство находится в полюсе интернальности.

Выделяют следующие «страхи», препятствующие достижению уверенности:

- боязнь оказаться в изоляции и быть отвергнутым. Боязнь изоляции может влиять на чувство увереннсти при столкновении с перспективой перехода на другое место работы, смены рода занятий или повышения по службе.

- боязнь потерять индивидуальность. Проблема с таким видом страха в том, что, будучи сильно озабоченным утверждением приоритета собственной индивидуальности из опасения быть подавленными другими, человек может пропустить все происходящее вокруг. Эта боязнь мешает людям устанавливать взаимоотношения с окружающими.

- боязнь потерять контроль. В современных условиях нестабильности, человеку трудно контролировать события, происходящие в его жизни.

- боязнь оказаться некомпетентным. Забота о компетентности может лишить уверенности в себе, когда человек берется за незнакомое дело.

Воспитание уверенности в себе - сложный процесс. Во-первых, необходимо разобраться в себе: что мешает в приобретении уверенности. Во-вторых существуют отрицательные моменты развития уверенности в себе для взаимоотношений с другими людьми в разных ситуациях.

Отмечают следующие отрицательные моменты развития уверенности в себе:

• Окружающие люди не всегда чувствуют уверенность в себе и не всегда ценят уверенность других. Иногда люди стараются навредить более уверенному в себе человеку.

• Другое отрицательное последствие возрастания уверенности может быть активный или пассивный отказ окружающих в оказании поддержки.

Тем не менее, следует воспитывать уверенность в себе, чтобы жить более полноценно. И, хотя на время возросшая уверенность может негативно отразиться на взаимоотношениях с другими людьми, однако стоящие отношения выживут и укоренятся.

Существуют разнообразные методики по развитию ассертивного поведения. Например, методика, которая состоит из следующих пяти шагов:

1 Определить с помощью специального теста, какой установкой человек располагает - пассивной, агрессивной, ассертивной.
2 Самонаблюдение. Краткие записи и анализ ситуаций.
3 Концентрация. Представить какую-либо пережитую ситуацию, определить ее полезность.
4 Модели высказываний. Высказаться неуверенно, агрессивно, ассертивно по какому-то поводу.
5 Язык мимики и жестов. Вспоминать и анализировать свое поведение, когда произносили фразы неуверенно, агрессивно, ассертивно.


Выделяют основные техники ассертивности, применение которых способствует более успешному разрешению конфликтных ситуаций:

1. «Заезженная пластинка». Данную технику предлагается использовать, когда необходимо добиться удовлетворения справедливых требований.
Принцип действия данной техники основан на ясном, однозначном и наиболее лаконичном выражении своих требований. Пусть противоположная сторона говорит что угодно, следует утверждать свое.

(кстати эту технику я применил - описывал недавно - с ментом который меня застал раздетым с моей подругой на обычном пляже. кстати он тоже пробовал применить ту же технику :-))

2. Техника «перманентнаго отказа» почти не отличается от «заезженной пластинки». Разница состоит лишь в том, что в данном случае вместо «я хочу» говорящий неустанно повторяет «я не хочу». Следует четко и, по возможности, лаконично высказывать свое «негативное требование».

3. «Просьба об одолжении». Данная техника применяется в тех случаях, когда человека вынуждает к чему-либо ситуация. Однако она не должна иметь ничего общего со злоупотреблением добротой окружающих. Об одолжении следует просить достаточно уверенно, но не высокомерно, как человек, знающий наперед, что другая сторона благородна и ей доставит радость оказать помощь.

4. «Открытая дверь». Данная техника учит ассертивно реагировать на критику окружающих. Критикуемый не прибегает к ответной критике и самозащите. Он соглашается со всем, что справедливо. Данная техника защиты от манипулятивной критики весьма действенна при стремлении заставить критикуемого замолчать, но менее эффективна, когда необходимо улучшить взаимоотношения.

В книге Мануэля Смита "Как научиться говорить НЕТ" - техник значительно больше - этим она и интересна http://orator.biz/?print=1&s=43


Tags: Ассертивность, Развитие, Цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments