alex_odessa (alex_odessa) wrote,
alex_odessa
alex_odessa

Абсурд - куски чужих мыслей

Захирячу-ка я сюда пару отрывков из "Мифа о Сизифе" Альбера Камю

"Поле моей деятельности,- говорил Гете, - это время". Вот вполне абсурдное
речение. Что представляет собой абсурдный человек? Он ничего не
предпринимает ради вечности и не отрицает этого. Не то чтобы ему вообще
была чужда ностальгия. Но он отдает предпочтение своему мужеству и своей
способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию
жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его
пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у
его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том
времени, которое ему отпущено жизнью. Здесь его поле, место его действий,
освобожденное от любого суда, кроме его собственного.

Донжуанство

Как все было бы просто, если бы было достаточно любить. Чем больше любят,
тем более прочным становится абсурд. Дон Жуан торопится от одной женщины к
другой не потому, что ему не хватает любви. Смешно представлять его и
фанатиком, стремящимся найти какую-то возвышенную полноту любви. Именно
потому, что он любит женщин одинаково пылко, каждый раз всею душой, ему
приходится повторяться, отдавая себя целиком. Поэтому и каждая из них
надеется одарить его тем, чем до сих пор не удавалось его одарить ни одной
женщине. Всякий раз они глубоко ошибаются, преуспевая лишь в том, что он
чувствует потребность в повторении. "В конце концов,- восклицает одна из
них,- я отдала тебе свою любовь!" И разве удивительно, что Дон Жуан
смеется. "В конце концов, - говорит он,- нет, в очередной раз". Разве для
того, чтобы любить сильно, необходимо любить редко?

Печален ли Дон Жуан? Нет, это невозможно себе представить. Смех и
победоносная дерзость, прыжки из окон и любовь к театру - все это ясно и
радостно. Всякое здоровое существо стремится к приумножению. Таков и Дон
Жуан. Кроме того, печальными бывают по двум причинам: либо по незнанию,
либо из-за несбыточности надежд. Дон Жуан все знает и ни на что не
надеется. Он напоминает тех художников, которые, зная пределы своего
дарования, никогда их не преступают, зато наделены чудесной
непринужденностью в том, что им отпущено. Гений - это ум, знающий свои
пределы. Вплоть до границы, полагаемой физической смертью, Дон Жуан не
знает печали. А в тот момент, когда он узнает о границе, раздается его
смех, за который все ему прощается. Он был бы печален, если бы надеялся. В
очередной миг губы очередной женщины дают ему ощутить горький и
утешительный привкус неповторимого знания. Да и горек ли он? Едва ли: без
несовершенства неощутимо и счастье!


Ему незнакомы раскаяния по поводу растраты самого себя в наслаждениях
(общее место всякого бессилия). Тот, кто не умеет радоваться, уже запродал
душу. Дон Жуан, напротив, стоит за пресыщение. Он покидает женщину вовсе не
потому, что больше ее не желает. Прекрасная женщина всегда желанна. Но он
желает другую, а это не то же самое.

Его переполняет жизнь... Этот безумец, в сущности, великий мудрец. Живущие
надеждами плохо приспособлены ко вселенной, где доброта уступает место
щедрости, нежность -- мужественному молчанию, а сопричастность - одинокой
храбрости.


Сколько возмущения (или натянутого смеха, принижающего то, чем восхищаются)
вызывает речь Дон Жуана, когда одной и той же фразой он соблазняет всех
женщин. Но тот, кто ищет количество удовольствия, принимает в расчет только
эффективность. Стоит ли усложнять уже неоднократно испытанный пароль? Никто
- ни женщины, ни мужчины - не прислушивается к содержанию слов. Важен
произносящий их голос. Слова нужны для соблюдения правил, условностей,
приличий. Их проговаривают, после чего остается приступить к самому
важному. К этому и готовится Дон Жуан. Зачем ему моральные проблемы? ...Но
столь же ошибочно делать из него имморалиста. ...Мораль для него-- это его
симпатии и антипатии. Дон Жуан понятен только в том случае, если все время
иметь в виду то, вульгарным символом чего он является: заурядный
соблазнитель, бабник. Да, он заурядный соблазнитель, с тем единственным
отличием, что осознает это, а потому абсурден. Но от того, что соблазнитель
ясно мыслит, он не перестает быть соблазнителем. Соблазн - таково его
положение. ...Дон Жуан исповедует этику количества, в противоположность
святому, устремленному к качеству. Абсурдному человеку свойственно неверие
в глубокий смысл вещей. Он пробегает по ним, собирает урожай жарких и
восхитительных образов, а потом его сжигает. Время-его спутник, абсурдный
человек не отделяет себя от времени. Дон Жуан вовсе не "коллекционер"
женщин. Он лишь исчерпывает их число, а вместе с тем - свои жизненные
возможности. Коллекционировать-значит уметь жить прошлым. Но он не жалеет о
прошлом. Сожаление есть род надежды, а он не умеет вглядываться в портреты
прошлого.

Но тем самым не эгоист ли он? ...Есть люди, созданные для жизни, есть -
созданные для любви. ..Но последним противоречием любви является смерть...
Здесь также возможны различные виды самоубийства: один из них полная
самоотдача и забвение собственной личности. Дон Жуан не хуже других знает,
что это очень трогательно, но он относится к тем немногим, кто понимает,
это это не столь уж важно и что те, кого большая любовь лишила всякой
личной жизни, возможно, и обогащаются сами, но наверняка обедняют
существование их избранников. Мать или страстно любящая женщина по
необходимости черствы сердцем, поскольку отвернулись от мира. Одно чувство.
одно существо, одно лицо поглотило все остальное. Дон Жуан живет иной
любовью, той, которая освобождает. Она таит в себе все лики мира, она
трепетна в своей бренности. Дон Жуан избрал ничто.
Видеть ясно - вот его цель. Любовью мы называем то, что связывает нас с
другими, в свете социально обусловленного способа видения, порожденного
книгами и легендами. Но я не знаю иной любви, кроме той смеси желания,
нежности и интеллекта, что привязывает меня к данному конкретному существу.
Для иного существа другим будет и состав смеси. Я не вправе употреблять
одно и то же слово для всех случаев, что позволяло бы мне и действовать
всегда одинаково. Абсурдный человек и здесь приумножает то, что не в силах
унифицировать. Он открывает для себя новый способ существования,
освобождающий его по крайней мере настолько, насколько он освобождает всех
тех, кто к нему приходит. Щедра любовь, осознающая одновременно свою
неповторимость и бренность. Все эти смерти и возрождения составляют букет
жизни Дон Жуана, таков его способ отдавать себя жизни. Рассудите сами,
можно ли тут говорить об эгоизме.

Я думаю сейчас обо всех, кто желал безусловной кары для Дон Жуана...Он
готов понести наказание, таковы правила игры. Щедрость Дон Жуана в том, что
он принимает все правила игры. Он знает, что прав и что ему не уйти от
наказания.

Таково преступление Дон Жуана, и неудивительно, что люди взывают к
вечности, чтобы та покарала его. Он достиг знания без иллюзий, он отрицает
все, что они исповедуют. Любить и обладать, завоевывать и растрачивать
таков его метод познания. (Есть же смысл в речении писания, согласно
которому "познанием" называется любовный акт.) Дон Жуан - злейший враг
иллюзий именно потому, что он их игнорирует.

Абсурд - это ясный разум, осознающий свои пределы...
Этот бунт придает жизни цену. Становясь равным по длительности всему
существованию, бунт восстанавливает его величие. Для человека без шор нет
зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью.
Ни с чем не сравнимо зрелище человеческой гордыни, тут ничего не могут
поделать все самоуничижения. Есть нечто неповторимо могущественное в
дисциплине, которую продиктовал себе ум, в крепко выкованной воле, в этом
противостоянии. Обеднить реальность, которая своей бесчеловечностью
подчеркивает величие человека, - -- значит обеднить самого человека.

Понятно, почему всеобъясняющие доктрины ослабляют меня. Они снимают с меня
груз моей собственной жизни; но я должен нести его в полном одиночестве.
Абсурдный человек исчерпывает все и исчерпывается сам; абсурд есть
предельное напряжение, поддерживаемое всеми его силами в полном
одиночестве. Абсурдный человек знает, что сознание и каждодневный бунт -
свидетельства той единственной истины, которой является брошенный им вызов.
Вселенная абсурдного человека - это вселенная льда и пламени, столь же
прозрачная, сколь и ограниченная, где нет ничего возможного, но все дано. В
конце его ждет крушение и небытие. Он может решиться жить в такой
вселенной. Из этой решимости он черпает силы, отсюда его отказ от надежды и
упорство в жизни без утешения.
Но что значит жить в такой вселенной? Ничего, кроме безразличия к будущему
и желания исчерпать все, что дано.

Тут целиком http://www.philosophy.ru/library/camus/01/0.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments