alex_odessa (alex_odessa) wrote,
alex_odessa
alex_odessa

Гештальт - удивления и разъяснения (1 часть)

Семинар проходил в прекрасном светлом, чистом, мягком и уютном помещении элитного... детского садика. Очень романтично и помогает регрессировать на детский уровень. Вот такие "детские" картинки вешают детские воспитательницы в Москве. К чему бы это????



И что бы сказал на все это дедушка Фрейд? Или уважаемый Д.Х.?




История публикаций о гештальте:

http://alex-odessa.livejournal.com/55076.html
Для продолжение этой части 2 - надо еще дописать часть 3
Далее: (пару выдержек из прошлого семинара) - http://alex-odessa.livejournal.com/61785.html

тут - размышления после нынешнего семинара:


После тренинга Петровой - просветился на предмет того, что ОНА называет традиционной школой гештальта.

Является ли гештальт - личностно-ориентированным подходом?

На самом деле работать в гештальте с помощью выстраивания отношений, (как например в роджерианской психотерапии или по принципу работ Бубера в контексте Я-ТЫ, а не в контексте Я-ОНО) - трудоемко. Для того, чтобы как-то начать свою практику - для начинающего терапевта - это хороший способ личностного влияния на клиента, используя отношения терапевт-клиент.

Личностно-ориентированный подход - выращивает личность. Цель - личностный рост.
Клиент меняется т.к. в его окружении появляется влиятельная личность, которая способствует его росту. Такая терапия - своего рода симбиоз педагогики, и терапии типа аналитики - которая работает с содержанием того, с чем пришел клиент.

У каждого терапевта есть такие клиенты-ученики - в которых он вложил душу! Такая тактика очень хороша, но бесконечно трудоемкая. Так душевно - можно вести лишь ограниченное число клиентов. Это хороший путь - когда не жалко терапевтов. Потому что в какой-то момент такая работа душевно изматывает и психолог становится похожим на человека, который бесконечно устал от своей работы и находиться в подавленном состоянии. Называется научно "синдром сгорания". Когда кол-о клиентов переваливает через-какое-то разумное число - такой терапевт теряет способность к душевному сопереживанию. И либо бросает работу - либо начинает просто имитировать душевность - внутри себя оставясь совершенно незатронутым тем, что происходит на сеансе.

В кулуарах профессиональной среды, где я общаюсь - обсуждают то, как былые авторитеты перестают работать душой и попросту халтурят выдавая суррогат. Т.е. упоминаю я о ком-то кто в 1995 году произвел на меня неизгладимое ярчайшее впечатление, одному из тех, кому я, возможно, обязан тем, кем являюсь. А мне говорят... "Что ты? Он уже давно не тот... Ему всё и на всех пох.."

То чему меня учили Данила Хломов и Лена Калитеевская (Московский Гештальт-Институт, который я закончил в 2000 году) - это по словам Петровой ветка интегрированной гештальт-терапии.

Это Европейская ветка - Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (EAGT), которая конфликтует с американскими ассоциациями, считая Европу чем-то в корне отличающимся от Америки. Одно из важных отличий то, что Европейская школа - приняла многие ценности именно личностно ориентированной психотерапии, и использует в терапии - то, что составляет основу психо-динамического подхода.

Более того, Данила Хломов проводит интеграцию гештальта с современными психоаналитическими открытиями и в работе пользуется неким синтезом всех этих подходов. Т.е. то чему меня учили ранее - это был именно подход Хломова. Ибо он личность безусловно внушающая у меня уважение, и невероятно умный мужик. То что я умею как психолог состоит на 75% то, чему меня научили в МГИ (остальное личный опыт и совокупность других подходов).

В итоге в своей работе я делал упор на то, на что делали упор мои учителя. Работа на границе контакта, работа с механизмами сопротивления, личностная работа с клиентом в контексте терапевтических отношений. Тем кто не в курсе - сложно вообще объяснить о чем идет речь. Разъясняю в приложениях - ЦИКЛ КОНТАКТА И МЕХАНИЗМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ, РАБОТА НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА.

Но суть в итоге та, что задача строить личность и расти личностно - конечно ахуенная!!! Только одна фигня - нужен тот, кто будет из всех своих сил и ресурсов тянуть отстающего чела на своем горбу в рай (за деньги). Что само по себе очень пафосно, но обременительно становится со временем даже за деньги. И рано или поздно ресурс такого подвига исчерпывается у обычного человека (кроме великих имен Мать Тереза, Будда и другие)

И тут на первый план выступает профессионализм. Конечно славянской культуре ближе душевная терапия. Когда тебя вылечивают заботой и любовью. Но когда речь идет о профессионале, ему не обязательно тебя любить всей душой, чтобы тебе помочь.

Терапия душевным участием - это самый распространенный вид оказания психологической помощи. Когда психолог - добрая и сердечная тетя (или дядя) выражает тебе изо всех своих сил сочувствие и участие и пригревает и утешает тебя как добрая мамочка. Или мужчина как добрый папа. Но это та первая ступень специализации, пройдя через которую - неплохо было бы научиться это же самое делать эффективнее. И без особого пафоса. Или скажем по другому - по профессиональному - без формирования у клиента переноса, и без того, чтобы он впадал в регресс и видел в терапевте родительские фигуры.

Вообще без душевного участия - тоже невозможно. Все равно какая-то доля там должна присутствовать. Но в идеале гештальт-терапевт должен научиться работать не в контексте отношений, а работать с ПРОЦЕССАМИ. Тогда терапия перестает быть личностно-ориентированной, и быть "про отношения", а становится подобной интеллектальной загадке, шарады, и решение проблемы клиента перестает грузить терапевта душевно - а становится таким своего рода интеллектуальным занятием. (В связи с этим очень интересны шутки Петровой на тему болезни и выздоровления в псхиотерапии. Они будут немного ниже)

Итак по мнению Петровой гештальт-терапию ошибочно зачислили в личностно-ориентированную терапию. Потому что личностно-ориентированная - выращивает личность. А в версии Петровой в гештальт-терапии - выращивают процессы и почти что физиологические механизмы саморегуляции (напоминает буддизм - и там и там мало этики или отношений - все сводится к работе на физиологическом уровне с саморегуляционными процессами). А рост личности - происходит как ПОБОЧНЫЙ продукт оттого, что все эмоционально-волевые процессы стали протекать гармоничнее и разумно подчинены человеку.

В таком варианте гештальт-терапия гораздо ближе к когнитивной и бихевиористской терапии.

Хотя личность в результате такой работы меняется, но в результате налаживания саморегуляции. Челу просто возвращают самоуправление и здравый смысл. Чтобы так работать надо быть терапевту достаточно ловким.

В таком гештальте не работают с переносом, не работают с отношениями, никаких поведенческих тактик. Разговор идет на равных взрослый-взрослый. Даже если клиент совершенно регрессивный - ищем в нем взрослую часть и с нею работаем.

Петрова следует именно Американской ветке Гештальт-терапии, у которой проходила образование, которая в этом вопросе противоречит Европейской ветке.

Итак в Американской ветке - Гештальт-терапия работает с эмоционально-волевыми процессами клиента, совершенствуя их - вот они эти исцеляющие силы - 3 главных и 3 дополнительных

1 особенности осознавания
2 завершение незавершенных действий
3 фокусировка внимания здесь-и-теперь

- понимание поля (эмоции - это начало движения)
- сотрудничество с сопротивлением
- работа с амплификацией

Т.е. всякая работа терапевта с содержанием того, что ему предъявляет клиент, разбор жизненных ситуаций, сценариев и прочее - этим терапевты просто увлекаются т.к. это действительно интересно, потому что мы все живые люди. Истории заболевания, нарушений и проблем всегда такие интересные пафосные, и очень увлекательны - об этом можно даже писать новеллы, слагать стихи.. :))))) А работа по вылечиванию - примитивная - надо просто, чтобы клиент выздоровел!

Клиент может думать, что терапевт работает с содержанием, с его сюжетной линией, но на самом деле терапевт видит в этом во всем лишь функционирование процессов клиента в здесь-и-теперь. Это соблазн для терапии - увлечься содержанием, чтобы "помочь" клиенту наладить его личную жизнь.

Мой вывод:

Работа по оказанию психологической помощи может происходить на разных уровнях.

От самых примитивных уровней "Да не парься! Идем лучше пивка попьем!"
Далее через душевное сочувствие и человеческое, к попыткам дать "умный и содержательный совет".
Далее к работе с чувствами, отношениями внутри и вне личности, к грамотной работе с языковым содержанием, с контекстами и прочее, с личностым ростом посредством личного примера и т.п. (гуманистические и другие направления)
Далее работа с осознаванием, с различными процессами эмоционально-волевой сферы (гештальт, бихевиоральные, когнитивные направления, системы восточной саморегуляции)
И наконец к работе со смыслами и неразрешимыми вопросами бытия, с вопросами ответственности и прочее (экзистенциальные направления).

Просто кто как умеет. Это не значит, что есть плохие и хорошие способы. Хорошо то, что вовремя и то что помогло. Если чел решил помочь, то на каком бы плане он не действовал, то он может добиться хороших результатов.

Но это не значит что надо оставнавливаться - если это твое профессиональное призвание и прекращать совершенствовать свое искусство. Просто пока ты не владеешь полнотой техник - то склонен универсальным образом в подходящих и неподходящих ситуациях - использовать что-то одно (то что умеешь, взамен того, что не умеешь). И это что-то одно для решения одного нарушения - создает другое. И не всегда следующее нарушение легче предыдущего. :-))))

Но много попыток и душевность помогут многое исправить. Просто профи все сделает быстрее, экологичнее и профессиональнее, без лишних косяков и исправлений.

Приложение - разъяснение

ЦИКЛ КОНТАКТА И МЕХАНИЗМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Вкратце объясню на пальцах. Есть понятие цикла контакта. Который включает в себя тот путь в психике, который проходит Ваша потребность прежде чем она сможет найти свое удовлетворение. Момент контакта - это почти оргастический момент, когда происходит "сбыча мечт", которая привела к зарождению данного цикла. Есть еще последующие фазы постконтакта - когда данный момент удовлетоверния - приятно греет ваш организм, какое-то время. Но есть еще момент. Чем выше Вы находитесь в данном цикле, тем больше энергии в этом цикле контакта, больше риска, больше Вас колбасит, когда финальная стадия позади и начинается фаза постконтакта - то интенсивность энергии и риска снижается.

Но не все так просто, ибо потребности в человеке столь противоречивы, что не могут асболютно ВСЕ - получить одновременное разрешение от психики - БЫТЬ. Ну как например сочетать потребность в безопасности и нахождению в приятной расслабленности - с потребностью познакомиться на улице с незнакомой красоткой? Сложновато... Вот поэтому существуют механизмы сопротивления, которые затрудянют потребности путь к удовлетоврению. И пробивается к осознанию и реализации - только наиболее энергетически насыщенные потребности.

На первом этапе работает механизм, который справляется с потребностью крайне простым и дешевым способом - он просто блокирует вам осознание этой самой потребности, и вы просто не понимаете чего вы хотите. Но потребность то никуда не девается и нарастает тревога, по мере того, как энергия потребности растет. Некоторым уникам удается дотерпеть до такого неосознования своей потребности, что он уже спать толком от тревоги не может, а потребность все еще не осознается. Чел весь такой становится раздражительный сам не знает от чего.
Этот механизм называется конфлюэнция. И есть люди, у которых работает преимущественно этот механизм.

Далее следующая блокада на пути потребности, когда её краешек появляется на границе сознания. Это проекция. Т.е. вы сами не разрешаете себе осознать авторство данной потребности. И приписываете авторство кому-то другому. Ну например. Телка хочет ебаца, аж зубы стучат. Но признаться себе в том не смеет. И думает что это все вокруг - только и думают о сексе. И все хотят мол её выебать. Вообще все кто только с нею встречаются случайно или по работе. Пока у неё работает данный механизм, она не будет предпринимакть активных действий по реализации своих желаний. Ожидая инициативы от других. И есть люди, у которых работает преимущественно этот механизм.

Далее - совсем рядом существует следующий механизм сопротивления - итроекция. Это почти то же самое что называют в НЛП - убеждения. Суть в том, что у чела есть чуждые, навязанные ему убеждения, из-за которых он продолжает сдерживать свою потребность - "ибо она нехорошая". Пример такого случая в пикапе - "женские тараканы". И есть люди, у которых работает преимущественно этот механизм.

И последний механизм сопротивления, который встает стеной между желанием и реализацией - это ретрофлексия. Это способ самсдерживать себя из всех сил, или пробовать получить удовлеторение только пользуясь самим собой не используя внешнюю среду. Если для сексуальных потребностей - остановка реторофлексией срабатывает эффективно - подрочить и потребность в сексе слегка снизиться, то есть такие потребности, которые никак таким способом не решишь. Вот и получается, что в конкуренции - какая потребность важнее - часто выигрывают те, без удовлетворения которых мы бы не жили. "Есть хотел, хлеб украл, а закон покорал так жестоко....." Часто ретрофлексия строится на неком убеждении, из-за которого чел - хоть и из последних сил себя сдерживает.

Есть методы работы с каждым из механизмов, таким образом, чтобы толкнуть чела выше - по кривой контакта, чтобы он наконец вышел на стадию финального контакта и получил наконец то, чего он хочет.

С конфлюэнцией работаем с помощью улучшения у чела способности осознавать свои эмоции, чувства, желания. Обращаем внимание на рассогласование его невербалики, с тем что он предъявляет. Например - если он сообщает о своей любви к кому-то, а рука в это время бьет по подлокотнику кресла сжатая в кулак - скорее всего речь идет совсем не о любви.
Провоцируем (как по Фарелли), разъясняем-убеждаем, просим проговорить предложения до конца (что-то вроде работы с Мета-Моделью). Задача заставить его пережить то чувство которое его тревожит и побыть в этом. Работа пролегает часто через сильную тревогу и регресс. Чел сильно тормозит. Очень сложно терапевту с этим механизмом, ибо если клиент САМ не знает чего он хочет, то откуда про это догадываться бедному терапевту???*

С проекцией, с помощью работы с полярностями - предлагаем побыть тем (сыграть роль - техника пустого стула), кто по его мнению является автором этого "неправильного желания", а затем выстраиваем поочередный диалог, между этими частями. Пока чел не осознает авторство данной потребности. Или способ групповой - вытаскиваем в диалоговое пространство тех, кто по мнению клиента - является носителем этого "неправильного желания" и строим диалоги.

С интроектами работаем таким образом, чтобы обнаружить источник данного убеждения и авторство этого убеждения - откуда оно взялось. Затем воссоздаем стрессовую обстановку усваивания данного убеждения, чтоб чел регрессировал на стадию ДО его получения, и строим новое убеждение, на основе его естественных чувств, возникших в процессе дальнейшей работы по этому убеждению, которая включает диалог его рассогласованных субличностей. (Этой штуке я научился у Петровой - 9 лет назад).
Другой способ работы с интроектами на группе (способ от МГИ) - просим показать челу тех, кто в группе поддерживает такой интроект и кто будет недоволен таким развитием событий в сторону свободы. Затем идет работа с реальным диалогом двух реальных людей с договариванием, что можно, а что нет. Ну и втаскиваем у чела за уши настоящие чувства - "идите все нахер, я хочу значит делаю". Или инициируем сценку садо-мазо "в подчинение" этому интроекту (или автору интроекта на группе), пока клиента изнутри не начнет рвать от такого насилия.

С ретрофлексией работаем: помогаем ему спроецировать его желания наружу, показав что то что ему надо находиться не внутри, а снаружи (да сложно отучиться дрочить!:-)))) Отслеживаем то что он делает для себя и пробуем сделать это для него (только не дрочить:)))). Или отслеживаем то что он пробует делать другим (в тайной наджеде что это станут делать ему) и делаем это ему. Или - если работа в группе - все то же самое не в индивидуальном диалоге делаем, а привлекаем группу, чтобы она это ему делала. Например смотрим как чел зажимает свое тело и поручам народу из группы заблокировать его тело вместо него самого - таким образом снимаем с него необходимость ретрофлекции - это за него делают другие. Сразу проявляется сильнее то, что подавлялось. Еще варианты - отслеживаем невербалику сдерживания и особое внимение уделяем имнно ей**

Вообще задача этих техник не просто вызвать сильную эмоцию, а именно помочь завершить тот цикл контакта, который по каким-то причинам застревает, и не дает клиенту покоя. Затем решаем следующий цикл и следующий. Гоняя чела по циклам контакта - помогаем ему завершать их один за другим и так происходит тренировка его способности к получению того, чего он хочет. Таких циклов на сеансе может быть один или десятки, а работа проходить - как быстро, так и медленно. Но в итоге мы получаем чела, у которого процессы сопротивления становятся более осознанными и он сам научивается ими рулить. Когда надо сделает, а когда надо сдержиться. Больше осознания и больше саморегуляции собственной психики.

сноски

*----
(Есть еще одна фишка которая помогает терапевту разобраться в том, чего клиенту хочеться и помочь ему это сделать. Есть такой ключ доступа - который звучит так: "чувства - это остановленное действие". Т.е. когда челу не удалось соврешить то действие что ему хотелось - возникло чувство. Задача чувства - придать челу энрегию, чтобы все же завершить это действие. Только вначале надо раскопать это самое чувство, которое при действии конфлюэнции закопано под тревогой.)

**----------
Ретрофлексия - это механизм сдерживания эмоций, который заключается в том, чтобы "делать себе, то, что хочется сделать для другого или другому" (бить рукой в ладонь, а хочется ударить кого-то, или поглаживать свою руку, а хотеть ласкать кого-то) или в том, чтобы "делать себе то, что хочется - чтобы это для тебя сделал кто-то" (держать свою руку, желая чтобы держали тебя или гладить свое колено, желая чтобы тебе это сделал другой).
Обычно психотерапевт когда замечает эту ситуацию - предлагает свою руку или колено и прочее - чтобы позволить клиенту прожить это эмоциональное желание более полноценно. Или замещает активную сторону - повторяя движение клиента по отношению к нему то, что он делал сам себе.
Т.е. например, женщина, обсуждая какой-то неловкий вопрос, связанный с какими-то чувствами, говорить о которых она избегает - ежится, обнимая себя за плечи. Терапевт может подойти к ней и предложить посидеть ей спокойно и чтобы она сообщала о своих чувствах, в то время как он охватывает её плечи точно так же как она, совершая движения с той же интенсивностью, что и она сама делала ранее себе. Если момент угадан, то такое простое движение может вызвать очень сильную эмоциональную реакцию.



РАБОТА НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА

Другие моменты работы с клиентом в гештальте - которым я пользовался до этих пор (от МГИ), это работа на границе контакта.

Ниже я опишу именно то, как меня этому учили в МГИ, и используя для этого пару актуальных цитат статей МГИ. Вот собственно, как описано ниже, так и работаю обычно и на группах и личностно.

[[Можно понять, что Петрова предлагает иной способ, чем данный. Надо сказать, прежде чем продолжить описание, что то что дает Петрова (я еще буду писать продожение из семинара в других постах - но более для себя) - оно как-то более интеллектуально, технично и ясно (не зря она тяготеет к НЛП, а Данила Хломов к психоанализу). А работа на границе контакта - связана, как будет понятно из текста ниже, с некоторой "неясностью", "пребыванием в неопределенности", "разностью потенциалов между знанием и незнанием в зоне чистого интереса, любопытства, возбуждения". Т.е. грубо говоря часто не понимаешь сам, что делаешь, и это поощряется как "зона между знанием и незнанием". Т.е. главное умение работы на границе контакта - это способность самого терапевта пребывать в ситуации неопределенности и с недостатком ресурсов для решения задачи. Т.е. свободное плавание в эдаком "супе" отношений, в некотором терапевтческом поле - ожидая своих и клиентских инсайтов.
У Петровой - же ясность того, что она и для чего делает. Виртуозная техника и некоторая ловкость. Но это не значит что я откажусь от пласта своего опыта. На самом деле благодаря умению строить спонтанный терапевтический процесс, я не парюсь на сеансе в терапевтической роли - когда не знаю точно, что делать и это здорово вытягивает мой уровень. Зато когда другие терапевты, которые действуют чисто технично - не могут использовать своих техник - у них стопор и они начинают сразу впадать в регресс, в перенос и прочее. А я остаюсь в контакте и с клиентом и со своими чувствами (ну если случайно ситуация не попадет на мои непроработанные зоны), даже когда ситуация пока не ясна.]]



Ну пока что пишу описание работы на границе контакта:


Человек состоит из двух реальностей, на границе которых проходит его существование - реальность внутреняя и внешняя. Работа на уровне границы-контакта происходит в двух планах:

- Работа на внутреннем уровне, чтобы осветить то, что спрятано во внутреннем мире и воссоздать единство. Научить чела опираться на ощущение, на чувства, эмоции, понимать самого себя.

- Работа на внешнем уровне, чтобы благоприятствовать творческой приспособлению чела к окружающему миру на уровне обмена с окружающим миром (меняться чем-то полезным и нужным или избавляться от бесполезного и ненужного).

Работу на границе контакта можно определить как диалог между терапевтом и клиентом, в ходе которого поддерживается процесс удовлетворения межличностных потребностей клиента. Для этого терапевт должен иметь смелость выйти на эту границу контакта как личность и готовностью исследовать возникаюшее между терапевтом и клиентом поле отношений.

Вот это именно то, что Петрова называет работой в поле отношений, которая предполагает душевную и чувственную включенность терапевта или имитацию этой душевной включенности, ибо этот процесс очень трудоемкий. Уже не говоря о постоянном нырянии то во внешнюю сторону даннного процеса (как межличностных отношений) - то во внутренюю часть (как это отзывается во внутреннем плане).

В этой терапевтической беседе с клиентом удается распознать и преодолеть остановки процесса контакта, исследовать возможности клиента отстоять свои границы, предъявить свои интересы, отказаться от ядовитой для себя информации и т.д.

Предметом терапии, в данном случае является способ клиента устраивать свой контакт, свою жизнь в контакте с окружающей средой (которой в данный момент выступает терапевт). Учитывая что отношения предполагают спонтанность процесса - при работе на границе контакта терапевт всегда находится в ситуации неопределенности и должен уметь творчески подходить к ситуации.

Творческое приспособление можно определить как процесс поиска нового решения в ситуации неопределенности в отсутствие заданного выбора. Способность к творчеству связана со способностью выдерживать напряжение ситуации неопределенности. Способность к творческому приспособлению зависит также от чувства юмора, умения быть смешным, азартным, играть в серьезные вещи.

Психотерапевт может поддерживать процесс диалога в определенных рамках на протяжении длительного времени, но не может гарантировать его результат.

Работа на границе контакта - это постоянная работа с проекциями клиента, т.е. с его фантазиями, с его переносом в адрес терапевта и сопоставление этих фантазий с реальностью. Формирование терапевтических отношений, т.е. переноса в терапевтический контакт характерных для клиента способов переживания и действия, поддержание этого переноса с целью исследования этих способов и постепенное освобождение диалога от проекций клиента создает основу долгосрочной психотерапевтической работы.

Клиент всегда пытается заставить терапевта играть по своим правилам. В каком-то смысле, если провести параллель с точкой зрения психоанализа, гештальт-терапевт выступает родителем «иного типа» или, проще говоря, живым человеком.

Сопротивление рассматривается здесь не как досадная преграда, которую необходимо сломить для достижения поставленных целей. Сопротивление - то же желание, только противоположное. В нем аккумулирована значительная часть энергии клиента. При работе на границе контакта терапевт поддерживает зону, в которой больше энергии. И если энергии больше в сопротивлении - стоит присоединиться к сопротивлению, чтобы освободить полюс желания. И, напротив, раскачивая полюс желания, есть риск усилить сопротивление.

Сопротивление также может выступать как патологическое, фиксированное, прерывающее контакт, а может быть творческим, свободным и осознанным, отвечающим потребности настоящего момента. Например, без здоровой конфлюэнции было бы невозможно переживание удовлетворения или острого интереса. Без интроекции передача знаний оказалась бы невозможной. Проекция позволяет создать контакт с другим человеком, а ретрофлексии мы все обязаны всеми достижениями цивилизации.

Работа на границе контакта помогает клиенту осознать, как он организует свой процесс, свою жизнь прямо сейчас - в контакте с терапевтом. «Здесь и теперь» он делает то же, что и всегда. Фигура настоящего всегда отражает целостное переживание своей жизни и всегда формируется в контексте актуальной потребности, выхватывая из картин прошлого и будущего соответствующие фрагменты.

Меняя качество переживания в точке настоящего момента, мы меняем осмысление проживания своей жизни в целом - меняется не только настоящее, меняется также восприятие прошлого опыта и картина будущего. В этом магия гештальт-терапии.
Tags: Гештальт терапия, Психотерапия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments